Андрей Александрович Гагаев, Десяева Наталья Дмитриевна

Болонский процесс

Сегодня Российская высшая школа переживает период активного реформирования. Цели и гипотетические результаты реформ изложены в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010гг, размещенной на сайте Министерства образования и науки РФ (www.mon.gov.ru)
Практические результаты реформ стали предметом обсуждения академического сообщества.


Вопрос номера:
«В чем Вы видите необходимость реформы и какие последствия она будет иметь для высшей школы?»


Болонский процесс (переход к двухуровневой системе обучения)


- структура высшего профессионального образования: первый уровень – бакалавр (срок обучения 4 года), второй уровень – магистр (срок обучения 6 лет) или специалист (срок обучения, как правило, 5 лет);
- прием на обучение по программам второго уровня будет конкурсным, в аспирантуру смогут поступать только лица, получившие высшее профессиональное образование второго уровня;
- расширение доступа к европейскому образованию;
- применение системы учебных кредитов (ECTS);
- выдача выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement).

Я считаю, что Болонский процесс – это грубая педагогико-образовательная ошибка, которая приведет к коллапсу всей образовательной системы запада и его проигрышу стратегического соревнования с востоком.


Мир глобализируется, и потому возникает проблема приведения к стандартной форме моделей образовательной системы обучения. Но, во-первых, информация обновляется каждые 5 лет на 100%; следовательно, нельзя создать универсальную модель образования в таких условиях. Во-вторых, каждый народ в своем языке и в своей модели науки видит различные пласты реальности. Если мы сведем все образование к единственной модели, то исчезнет разнообразие научных открытий и изобретений. А сокращение разнообразия есть регресс. На данный момент число открытий уровня Нобелевских приблизительно то же, что было в 1900 году. Но затраты на науку и образование многократно возросли. Получается, что отдача от непрерывно универсализирующейся и глобализирующейся системы образования в Европе сокращается. Доля открытий и изобретений в восточных странах начинает возрастать, и темп этих открытий сильнее. Как показывают исследования, успех восточных стран связан не с утверждением западных ценностей, а с эффективным освоением своих собственных ценностей в связи с моделями свободы и рынка, которые необходимы в условиях конкретной антропологии китайца, японца, корейца и т.д.
Каждая модель этноса может быть прогрессом только на основе своих форм развития. Мы с 18 века приняли догоняющую модель развития, все наши руководящие слои западно-ориентированы и не используют отечественные концепции. Западные же теории личности моделируют западного человека. Заблуждение, что законы общества остаются неизменными, а человек к ним приспосабливается. Наоборот, антропология не меняется в течение тысячелетий.
Я считаю, что Болонский процесс – это грубая педагогико-образовательная ошибка, которая приведет к коллапсу всей образовательной системы запада и проигрышу им стратегического соревнования с востоком.
Каждая страна должна иметь свою модель градаций уровня квалификаций. Такая промежуточная ступень, как бакалавриат, для нас нежелательна, поскольку она предполагает свою структуру языков и символик. И в этих символиках будет существенно ослаблен компонент фундаментального теоретического знания. Создатели этой системы думают, что после бакалавриата можно будет безболезненно перейти к магистратуре. Как человек, работающий в области философии образования, я утверждаю, что та группа символик, которая будет усвоена в период бакалавриата, создает инерцию размышления, делающую невозможной глубокое теоретическое освоение предметов на уровне магистратуры. Для того, чтобы человек стал исследователем и изобретателем, нужно на первых стадиях обучения вводить классическую модель образования и воспитания, как это есть в России (теоретическую физику, математику, теорию гуманитарного знания в больших объемах – а все это свертывается на уровне бакалавриата). Тот, кто закончит бакалавриат, ученым, как правило, уже никогда не станет. Поэтому я категорически против введения двухуровневой системы обучения.
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин
Андрей Александрович Гагаев


Включение вузов России в Болонский процесс расширяет для студентов образовательное пространство




Безусловное преимущество Болонского процесса в том, что студенты получают возможность выбора содержания своего образования и места обучения. Выбирая курсы, студент может планировать, в каком вузе он будет осваивать эти курсы. Если вузы не включатся в этот процесс, то наши студенты лишатся возможности расширения образовательного пространства. Студенты на уровне бакалавров приобретают базовые знания, систему, закладывая определенный стандарт. Давая возможность выбора студентам, мы одновременно получаем возможность контроля и измерения степени освоения материала, исходя из принятых стандартов качества. На уровне магистратуры студент получает возможность углубленного освоения какой-то области знаний не только с учетом прикладных задач своей деятельности, но с учетом потребности в самореализации.
Минусы ситуации проистекают из того же, из чего проистекают минусы любой переходной системы. Нетрудно предвидеть, что традиции отечественного образования вступят в противоречия с требованиями новой системы, люди могут быть недовольны вариативностью (не захотят нести ответственность за выбор). К тому же стандарт ориентирует человека на освоение определенного минимума, ограничивает познавательные интересы человека.
Нужно быть готовым к конкуренции с другими вузами, в том числе европейскими, которые могут открывать в России свои филиалы. Иначе престижней окажется получить образование не в Мордовском университете.
Болонский процесс – объективная реальность. Мы должны проанализировать его плюсы и минусы и стараться предотвращать негативные последствия участия в этом процессе вузов России.

Доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой стилистики и культуры речи
Десяева Наталья Дмитриевна

Читайте в этом выпуске