Елена Кривенышева

Phisika в Болонском процессе

На протяжении нескольких лет российская научная общественность активно обсуждает проблему введения двухуровневой системы обучения – подготовки бакалавров и магистров. Декларируемые преимущества присоединения нашей страны к Болонскому процессу заставляют мечтать о «светлом» будущем выпускника нашего вуза, способного без особых бюрократических проблем устроиться на работу, например, в компанию «British Petroleum» или «BMW». К сожалению, эти предположения пока так и остаются в категории «мечта». На практике «прививание» бакалавриата и магистратуры к российской образовательной системе сталкивается с непониманием не только отечественных работодателей, но и непосредственных участников образовательного процесса – студентов и преподавателей.
В нашем университете бакалавров сегодня готовят только по 11 направлениям, а магистров – по 3 (физика, менеджмент, статистика). Предъявляемые квалификационные требования к кадровому составу кафедры, материально-техническому обеспечению учебного процесса ограничивают желания каждой кафедры готовить студентов по системе магистрата. Например, для подготовки магистра психологии остепененность кафедры должна быть 100%!
Критерии, предъявляемые к итоговой квалификационной работе бакалавра, значительно ниже требований по выпуску специалистов. То есть, по сути, каждая кафедра обладает правом готовить бакалавров, но им не пользуются, если по выбранному направлению не действует магистратура. Бакалавров готовят только для магистратуры (!), потому что юридически статус выпускника с дипломом бакалавра в нашей стране не закреплен, к тому же отечественный работодатель пока не знает о возможностях использования его знаний. Более того, сами студенты не осознают значимость нововведений и пока не обладают правом выбора модели обучения. Деканат директивно назначает после 3-х лет обучения «счастливчиков» (как правило, отличников) с перспективой их обучения в магистратуре. Ощущение недопонимания целесообразности введения двухуровневой системы подготовки складывается также в разговоре с преподавателями вуза. Им приходится работать с бакалаврами и магистрами, полагаясь только на собственный профессиональный опыт и доверие к руководству вуза и института. Но, вероятно, через недоверие проходит инициатива реформирования в любой сфере жизнедеятельности в общества.
Кафедра физики твердого тела – гость рубрики – сегодня не выпускает бакалавров физики, тем не менее, ее преподаватели задействованы в процессе их подготовки на уровне отдельных учебных курсов. 7 преподавателей кафедры физики твердого тела участвуют в процессе подготовки бакалавров физики. 11 курсов, которые они читают, включены в Госстандарт. На уровне подготовки бакалавров и первых 4-х лет обучения специалистов не чувствуется разницы в организации учебного процесса. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы бакалавра по физике дублирует требования, предъявляемые к подготовке специалиста-физика (базовый уровень): тот же перечень предметов, то же количество часов, выделенное на их изучение. Поэтому студенты-бакалавры (не более 10 человек на курсе) и студенты-специалисты 4 года занимаются по одной программе, в одной аудитории и с одним и тем же преподавателем. Их разделение экономически затратное мероприятие. Специальные дисциплины, установленные вузом, осваиваются на факультативных занятиях.
Но подготовка магистра (2 года) и специалиста на последнем курсе обучения различаются. Если специалист-физик изучает 6 дисциплин специализации (геофизика, радиофизика и электроника, биофизика, физика конденсированного состояния вещества, астрофизика, физика фундаментальных взаимодействий), то перечень магистерских программ включает в себя 24 наименования (физика ядра и элементарных частиц, физика атомов и молекул, физика плазмы и т.п.). По сути, магистратура – это более углубленная специализация. Для преподавания в магистратуре на кафедре физики твердого тела рекомендуются более опытные и квалифицированные специалисты, и их работа оплачивается дополнительно. Поскольку подготовка магистров не входит в плановую нагрузку кафедры, то оплата работы преподавателя производится, ориентируясь на почасовую систему оплаты труда. Программа подготовки магистра составляется индивидуально, учитывая выбранное студентом направление. Теоретически выпускник бакалавриата может продолжить свое обучение в любом вузе страны и Европейского совета, где существует выбранная студентом магистерская программа. Плюс и в том, что магистратура дает дополнительный год теоретической и практической подготовки по выбранному направлению. В технических науках это преимущество отражается на качестве выпускной работы. Уровень знаний магистра более глубокий, чем бакалавра или специалиста. Но магистратура доступна только 20% (!) выпускников бакалавриата. Обучение именно этого количества студентов финансируется бюджетом. Остальные при желании могут продолжить свое обучение в аспирантуре. Парадокс ситуации заключается и в том, что в аспирантуру могут поступить как специалист, так и магистр и бакалавр (при условии сдачи последним вступительных экзаменов, сформированных на базе магистерских программ и программ подготовки дипломированных специалистов).
Организация учебного процесса как в бакалавриате, так и в магистратуре особо не отличается от традиционных форм, используемых при подготовке специалистов преподавателями кафедры физики твердого тела. Инновации, предполагаемые Болонским процессом, в нашем университете используются в режиме эксперимента. Это означает, что не все особенности подготовки бакалавров и магистров, предполагающиеся Болонским процессом, используются в вузе. К примеру, система «зачетных единиц» или «учебных кредитов» (т.е. количество баллов, которые студент должен получить, чтобы быть аттестованным по дисциплине), которая должна стать единой для всех вузов, у нас не практикуется. Используется традиционная система оценок. Изложение теоретического материала и проведение практических занятий также остались прежними. Инновационные идеи образования осуществляются традиционными методами.
Два года, в течение которых в нашем университете действует двухуровневая система обучения студентов, – это, наверное, слишком малый срок для того, чтобы в сознании студентов и преподавателей выстроились четкие представления о системе подготовки бакалавров и магистров. Заявленные цели пока не востребованы реальной российской действительностью. Отсутствие понимания работодателями, преподавателями и студентами перспектив развития и преимуществ двухуровневой системы подготовки приводят к воспроизведению адаптированного варианта Болонского процесса, чреватого формальным проведением реформы.


аспирант кафедры философии для гуманитарных специальностей
Елена Кривенышева

Читайте в этом выпуске