Воронина Наталья Ивановна

Кадровая политика в образовании. отечественный опыт

Очень важно стремиться к тому, чтобы в коллективе был приток новых молодых кадров



Мне всегда импонировало, что в университете кадры отбираются профессионально, при отсутствии внешнего давления. Поскольку ответственность за качество обучения лежит на заведующем кафедрой, то в нашем институте кадровой политикой занимаются заведующие кафедрами, конечно, согласовывая с дирекцией - кадровая политика фактически является внутренним делом факультета или института. Критерии отбора специалистов в каждом отдельном случае зависят от специфики дисциплин, однако существуют и объективные требования, продиктованные уровнем преподавания в высшей школе.
У заведующего кафедрой есть право выбора: взять или не взять сотрудника, исходя из его достоинств. И хотя одним из неотъемлемых профессиональных качеств университетского преподавателя является эрудиция и широкий кругозор, необходимо учитывать и нравственные качества, и умение «жить» в коллективе. Только увлеченный своим делом и эрудированный преподаватель будет интересен студентам. Недаром ректор говорит: «Не торопитесь брать на основную работу человека, пусть себя проявит». Действительно, следует составить целостное впечатление о человеке, пока ты еще не связан контрактом.
Скажу, что в административной системе нашего университета чаще преобладают люди с техническим образованием, и это накладывает особый отпечаток. Гуманитариям сложнее находить свою нишу; проблемы культуры, мировоззрения, творчества оказываются периферийными. Но нельзя забывать слова Д.С. Лихачева, что XXI век или будет веком гуманитарных наук, или его не будет вообще.
На примере нашей кафедры можно показать, как важно иметь практические навыки в разных областях. Каждый второй преподаватель специалист в области культурологии, истории или философии, но обязательно освоил, либо получил дополнительное образование в разных областях искусства: архитектуре, музыке, изобразительном искусстве, балете и т.д. Такой синтез помогает найти наиболее интересные подходы к проблемам, которые рассматриваются со студентами. Разносторонние специалисты способны к организации внеаудиторной работы студентов. У нас работают научные кружки «Цвет культуры», киноклуб. Мы уже несколько лет подряд проводим Всероссийские олимпиады по культурологии; а ведь далеко не каждый преподаватель способен подготовить олимпиадные задания.
Очень важно стремиться к тому, чтобы в коллективе был приток новых молодых кадров. Три года назад у нас в связи с расширением нагрузки появилась возможность взять на кафедру шесть молодых специалистов. Поначалу это не очень обрадовало «старожилов» кафедры, но сейчас мнение изменились, и большинство считает это «приобретение» кафедральным успехом. В 2006 году был первый выпуск культурологов, и мы взяли из него еще четверых. Все они поступили в аспирантуру. В кадровой политике одна из важнейших составляющих – стремление растить профессиональные кадры, постоянно повышать их квалификацию. У нас на кафедре давно и успешно работает аспирантура и докторантура, есть свой докторский диссертационный совет, в котором каждый год защищается более 20 диссертаций.
На каждой кафедре возможно и необходимо совместительство. Надо привлекать хороших практиков. У нас долгое время работали и работают сотрудники музея Эрьзи, НИИ гуманитарных наук, члены творческих союзов. Практики просто необходимы: они приходят со своими идеями, будоражат коллектив, и это здорово.
Мы оборудовали несколько учебных аудиторий по современным стандартам, чтобы было возможно проведение занятий с применением необходимой техники. Среда обучения имеет также большое значение в работе, как преподавателей, так и студентов.

Воронина Наталья Ивановна,
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой культурологи
Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева

Читайте в этом выпуске