Марина Мартынова

Воспитание как профессия

Воспитательная работа интегрирована в образовательный процесс

Воспитательную работу нельзя рассматривать как внешний по отношению к обучению процесс, она начинается с лекционных и семинарских занятий. Основная задача преподавателя – показать ценность науки, привить вкус к научному знанию и культуре исследования. Так начинает формироваться личность профессионала, специалиста. Становление личности продолжается во внеучебной работе, развивающей определенные навыки: стремление быть компетентным, инициативным, уметь взаимодействовать с людьми, быть лидером, деятельным, ответственным. Ведь большую самостоятельность, чем в студенческом самоуправлении, студент вряд ли где сможет проявить.

Кадровая политика внеучебной сферы

На работу во внеучебную сферу приходят люди, которые активно занимались общественной работой в студенческие годы. Они знакомы с содержанием работы, знают, как улучшить содержание этой работы и, главное, абсолютно уверены в ее «нужности» для студентов. А это очень важное для нашей работы состояние: быть уверенным, что ты нужен. Ведь твои коллеги зачастую говорят об обратном. Я не могу сказать, что мои сотрудники являются фанатами, но это, безусловно, специалисты. В этой работе, как и в любой другой, нужно быть прагматиком в лучшем смысле этого слова, исходить из конкретных целей образования и воспитания личности.

Песни и пляски – не единственное занятие наших сотрудников

Традиционным поводом для упреков в адрес внеучебной работы являются культурно-массовые мероприятия, которые, отвлекают студентов от занятий и, по мнению многих преподавателей, не имеют прямого отношения к образованию. Художественная самодеятельность, конечно, не является единственным направлением во внеучебной работе, но, на мой взгляд, она необходима по одной простой причине: многие студенты, молодые и энергичные люди, хотят петь и танцевать. Желание играть на сцене свойственно многим людям, но далеко не все поступают в театральные вузы. И мы должны предоставить им возможность заниматься любимым делом. Тем более, что студенты, у которых есть творческие способности, выступают с удовольствием. С другой стороны, досуг, свободное время – это всегда выбор. Если молодого человека не ждут в спортзале, студенческом театре, на парламентских дебатах, то в его распоряжении всегда есть игровые автоматы, пиво, казино и т.д. Направление энергии молодежи в конструктивное русло – это задача государства, а мы государственное учреждение. Если мы хотим жить в благополучном государстве, ходить по чистым улицам, видеть глаза разумных людей, не бояться гулять вечером, мы должны заниматься воспитательной работой.

Зарубежный опыт внеучебной работы

Важная задача внеучебной работы состоит в предоставлении студенту возможности заниматься разнообразными видами интеллектуальной деятельности. Если посмотреть на деятельность молодежных организаций в России и за рубежом, то большая часть их работы посвящена учебе, тренингам, благодаря которым развиваются дополнительные навыки: умение выступать, аргументировать собственную позицию, разрабатывать социальные проекты и т.д.
В зарубежных вузах воспитательная работа имеет статус учебных дисциплин. Например, в Северо-Каролинским университете (США) куратор, работающий со студентами, читает для всего потока первокурсников определенные предметы: «построение карьеры», «психологические особенности профессии» (и, кстати, это его основная ставка!). В обязанности куратора (тьютора) также входит индивидуальная работа со студентами, выстраивание его личной образовательной траектории. Студент, который чем-то занимается дополнительно, получает кредиты, будь то музыка, ткачество, любое прикладное искусство. Междисциплинарные курсы вписаны в учебный процесс и отвечают личностным потребностям студентов. Мне кажется, что это оптимальное будущее для внеучебной работы в условиях Болонского процесса.

Сущее и должное


Проблем во внеучебной работе, к сожалению, много: не хватает спортзалов, актовых залов, помещений для занятий художественной самодеятельностью, денег на оборудование, очень низкая заработная плата специалистов. В идеале на каждом факультете у заместителя декана по внеучебной работе должен быть свой коллектив сотрудников – профессионалов в этой области, вокалистов, хореографов, руководителей кружков. У студента должен быть большой выбор занятий.
Очень точно об этом сказал замечательный человек Дмитрий Евгеньевич Соловьев: «Если в 10 часов вечера в окнах университета не горят огни, значит, университет не работает со студентами».

Марина Дмитриевна Мартынова,
проректор по внеучебной работе, к.филос.н.,
профессор кафедры философии для гуманитарных специальностей

Читайте в этом выпуске