Н.П. Макаркин

Как развивать национальную культуру?

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ЛЮБОГО И ОБЛАСТИ»



Большое заблуждение думать, что национальный компонент в образовании – это принадлежность исключительно национальных республик. Это совокупность знаний об истории и культуре той территории, где ты родился и живешь. Я бы назвал его региональным компонентом. И, на мой взгляд, он должен содержаться в образовательной программе любого края и области. Конечно, и в системе вузовского образования. По-возможности, в каждой дисциплине – мы должны знать, какие заслуги в этой области принадлежат нашим землякам.

Мордовская культура – важное, но не единственное направление нашего регионального компонента. Вряд ли ее можно назвать динамично развивающейся, так как сокращается само пространство распространения этой культуры – исчезают деревни и села, непосредственные носители языка. Но можно говорить о ее сохранении – в этом направлении много делается и необходимо делать. В современных условиях урбанизации и всеобщей глобализации, нельзя махать рукой ни на мордовскую, ни на русскую культуру. Так мы быстро забудем, откуда и кто мы. И, на мой взгляд, демонстрировать образцы этой культуры надо не только в музеях, необходимо вовлекать граждан в использование этих образцов в обычной жизни.

В связи с этим задача Института национальной культуры, филологического факультета МГУ, НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ – по крупицам собирать языковую платформу мордовской культуры, где возможно – дополнять, беречь ее и делать достоянием людей.


Н.П. Макаркин,ректор Мордовского университета, профессор

Читайте в этом выпуске