Обучение в «национальных» традициях: уникальный опыт

По рейтингам, проведенным Министерством образования и науки РФ, кафедра народной музыки среди подобных кафедр классических университетов РФ занимала в 1998 г. – 1 место; в 1999 – 2;
в 2000 – 1;
в 2001 – 1.



Обучение в «национальных» традициях: уникальный опыт

Лето 2007 года в Мордовии прошло под эгидой Международного фестиваля национальных культур финно-угорских народов. В республиканских СМИ появились национальные рубрики. Названия главных улиц города были переведены на мокшанский и эрзянский языки. Горожане вспомнили местные традиции, обычаи, праздники. Приветствие «Шубрат!» не сходило с уст. Но как удержать праздничный энтузиазм от участи будничного забвения?
Воспитательные и образовательные учреждения могут способствовать развитию национального сознания. Но, к сожалению, из 50 общеобразовательных школ Саранска такой возможностью воспользовалась лишь несколько гимназий, в которых проводятся уроки мордовского языка. Отношение высших учебных заведений к национальной культуре серьезнее, она так или иначе присутствует в учебных планах главных вузов региона.
Последовательная национальная политика – основа развития Института национальной культуры. Он действительно сориентирован на сохранение мордовских национальных традиций. Теоретическая и практическая подготовка студентов по вокальным, хоровым, танцевальным направлениям формирует не только «знатоков» национальной культуры, но и особое этническое мышление. Студенты в качестве либо основного курса, либо факультатива в зависимости от специальности изучают особенности местных диалектов, этнические традиции. Опыт кафедр, ведущих эти курсы, уникален, поскольку формируется за счет творческих контактов исследователей с носителями культуры.
Кафедра народной музыки – одна из специализирующихся на национальной проблематике кафедр университета – готовит специалистов народного вокального и хорового пения. Специфика преподаваемых курсов выражается через особый синтез теории и практики.
Этническая песенная культура является основным предметом изучения и преподавания. Основной метод поиска этого оригинального материала – экспедиция. За время существования кафедры было организовано и проведено более 10 полевых исследований (в расчет не берутся обязательные летние практики, когда студенты под руководством преподавателей собирают музыкальный фольклор). Благодаря успешному участию кафедры в международных грантовых конкурсах (Музыкальной академии им. Я. Сибелиуса, Центра мировой музыки и др.) многие экспедиции приобрели статус международных. По результатам таких исследований публикуются книги, выпускаются аудиодиски. Активное участие в совместных экспедициях принимают этномузыкологи Венгрии, Финляндии, Эстонии и др. К примеру, последняя такая экспедиция была проведена летом 2005 г. в мордовских селах Пензенской области по изучению традиционной и современной народной музыки в сельском быту.
Запись (слуховая или акустическая), анкетирование, интервью, эксперимент позволяют зафиксировать национальные песенные традиции. Оригинальный материал впоследствии становится основой теоретической подготовки студентов по специальностям «Дирижирование народным хором» и «Вокальное искусство: народное пение». Эти программы были самостоятельно разработаны сотрудниками кафедры. Сегодня этот методический материал используется преподавателями финских, эстонских и других зарубежных и российских вузов. Тематика читаемых курсов варьируется от теории жанров и стилей мордовской народной музыки до музыкальной археологии. В то же время, материал экспедиций оживляет научные и методические разработки. К педагогическим инновациям относится, например, открытие бакалавриата по направлению «Музыкальное искусство» с программами «Дирижирование», «Музыкальное искусство эстрады». Кафедра одна из первых в стране будет рассматривать особенности национального фольклора в рамках современного эстрадного жанра. В этом году в бакалавриате учится 16студентов.
Теоретическую подготовку дополняет вокальная и хоровая практика. Студенты старших курсов в качестве производственной практики получают навыки преподавателей народного пения в детских воспитательных учреждениях, школах. Итогом их работы становится участие подшефных коллективов в открытом фестивале «Молодые голоса», проводимой кафедрой при поддержке Министерства культуры РМ с 1998 г. Под руководством преподавателей действуют Народно-хоровая капелла (звание Лауреата государственной премии РМ); фольклорный ансамбль «Гайги Моро» (диплом I степени Всероссийского фольклорного фестиваля-лаборатории «Псковские жемчужины», диплом II степени Всероссийского студенческого музыкального фестиваля Министерства образования РФ «Я живу на Российской земле»); ансамбль «Пазморо» (лауреат музыкального фестиваля «Финская зима – 95»); коллектив «Сюлгамо». Коллективы неоднократно успешно принимали участие в международных, всероссийских, региональных фестивалях национальных культур, о чем свидетельствует список полученных ими наград.
Представленная модель подготовки специалиста в области национальной культуры (практика – теория – практика) имеет безусловные положительные результаты. Основная масса профессионалов по народному пению (97%), подготовленная за годы существования кафедры, трудоустроена по специальности. Выпускники работают в концертных организациях республики – Государственном ансамбле песни и танца РМ «Умарина», фольклорном ансамбле «Келу», Государственном камерном хоре Министерства культуры РМ, Государственном музыкальном театре им. И. Яушева. Преимущественно из выпускников кафедры организованы коллективы «Светлица», «Разгуляй». Часть специалистов работает в детских музыкальных школах Мордовии, Пензенской области, Татарстана. Стопроцентное трудоустройство выпускников не оставляет сомнений в эффективности образовательной системы подготовки профессионала по народному пению.
Модель «национального» образования объединяет теорию и практику фольклорного пения. Теория позволяет осознать значимость развития этнического творчества, преподавательский опыт направляет студента в нужное русло; практика предоставляет возможность прочувствовать это самостоятельно. Личный опыт изучения культуры, живое общение – отправная точка для ее сохранения и развития. Сравнивая этнические особенности народов региона, невольно определяешь собственную культурную принадлежность. За человеком, открыто заявляющим «Я – мордвин!», будущее нашей национальной культуры.

Читайте в этом выпуске