Марина Дмитриевна Мартынова

Этический кодекс против плагиата

Доступность текстов дипломов в Интернете наводит на мысль о целенаправленном интеллектуальном геноциде.

Одним из способов преодоления системного нравственного кризиса в образовании является принятие программных документов кодексов академической этики, содержащих требования к академическому поведению и санкции за их нарушение.


Обостренность проблем академической этики испытывают сейчас не только российские вузы. Западные университеты повсеместно приняли кодексы этического поведения, чему можно найти подтверждение практически на каждом университетском сайте. Против чего восстают преподаватели и вузовская администрация? Против того, что всегда считалось постыдным, - плагиата. В настоящее время возможности интеллектуального воровства неимоверно расширились: рефераты, курсовые, дипломы из Интернет уже совершенно затмили простое тысячное переписывание "от руки" текстов корифеев. Все возможно получить гораздо быстрее. Такая «доступность» текстов дипломов наводит на мысль о целенаправленном интеллектуальном геноциде.
Большая беда состоит в том, что «интеллектуальные воры» давно перестали считать свои действия воровством. На самом деле, все мы являемся свидетелями деформаций морального сознания и искажения ценностных ориентации личности. То, что было стыдно, становится просто обыденно.
Думаю, что здесь немаловажна позиция преподавателя - позиция твердого и последовательного неприятия нарушений любых форм академической этики. Каков наш ответ? Это пропаганда ценностей знания, науки, профессии, информированность о современных достижениях науки, демонстрация результатов собственных исследований, стремление «заразить» студентов увлекательнейшим поиском знаний.
Одним из способов преодоления системного нравственного кризиса в образовании является принятие программных документов - кодексов академической этики, содержащих требования к академическому поведению и санкции за их нарушение.
Недостатком образовательного процесса во многих отечественных вузах является отсутствие в нем ориентации на этический профессионализм: осознание ценностей внутри самой профессии, ее социальной роли, степени социальной ответственности специалиста. Этическая составляющая специальности приобретает практический смысл, становясь показателем «качества» специалиста, его умения адекватно сочетать личностные потребности и требования коллектива, соотнесения собственных ценностей и функций в организации. Интеллектуальное развитие не может осуществляться в отрыве от развития нравственного сознания (представлений о долге, личной ответственности).
Этическое образование в вузе может осуществляться посредством следующих механизмов:
- разработки и внедрения Кодекса академической этики для студентов и преподавателей.
- проведения различных форм учебной и внеучебной работы по вопросам профессиональной и прикладной этической проблематики
(конкурсы, конференции, олимпиады, диспуты, дискуссионные клубы, дебаты и т.д.).
Таким образом, можно актуализировать тот огромный ресурс, которым обладает сам вуз, с целью создания интеллектуально насыщенной образовательной среды и формирования ценностного содержания работы со студентами.

к.ф.н., профессор кафедры
философии для гуманитарных
специальностей, проректор по
внеучебной работе
Марина Дмитриевна Мартынова

Читайте в этом выпуске