Елена Тихонова

Не скучать на семинаре!

«Как сделать каждое занятие максимально информативным, практически-ориентированным, интересным для студентов-основной вопрос преподавательской практики. Индивидуальный стиль вырабатывается методом проб и ошибок, экспериментов с различными современными педагогическими методиками. Задача данной рубрики - показать возможности и перспективы различных форм проведения лекционных и семинарских занятий путем включенного наблюдения и анализа результатов».


Итак, первая пара в нашем «учебном плане» - маркетинговые исследования. Впрочем, для нас значение имеет только отнесение предмета к гуманитарной, естественной или технической дисциплине. В данном случае, это гуманитарная дисциплина на гуманитарной специальности. Целевая группа - студенты экономического факультета, специальность «Маркетинг», 3 курс. Вид занятия - семинар. Преподаватель - Юлия Александровна Жучкова (кафедра маркетинга).
Структура занятия.
Преподаватель формулирует цель и характеризует 2 основных блока занятия.
- презентация домашней работы. Задание выполнялось в подгруппах по 2 человека. Задача студентов - соотнести теоретические данные с деятельностью современных компаний. На презентацию каждой группе было отведено 4-5 минут.
Преимущества:
- учитывался личный интерес студентов (выбор предмета исследования по желанию);
- в результате практически вся группа была вовлечена в подготовку к занятию;
- вся собранная студентами информация будет востребована на последующих занятиях.

Дополнительные ресурсы: после каждой презентации вопрос задавал только преподаватель. Активность обсуждения увеличилась бы при условии, что каждая подгруппа задает коллегам 1-2 вопрос: применение методики ситуационного анализа tease-study). Студентам заранее был предложен раздаточный материал с описанием реальной ситуации и вопросами к ней. На занятии обсуждались возможные варианты решений. Преподаватель выполнял функции модератора: задавал вопросы, делал обобщения.
Преимущества: рассматриваемая ситуация может возникнуть в будущей профессиональной деятельности, что осознается студентами.
Дополнительные ресурсы: коллективное обсуждение ситуации обеспечивает анонимность высказываний, позволяет трети студентов не участвовать в дискуссии. Оптимально создание условий, при которых максимум позиций студентов будет озвучено. Последние 3-4 минуты занятия можно было бы уделить четкой оценке показанных студентами результатов.
В качестве первого варианта ответа на ключевой вопрос рубрики благодаря этому семинарскому занятию можно предложить следующее: задание выполняется с большей ответственностью и вызывает большую заинтересованность, если показана (или очевидна) его долгосрочная перспектива: связь с последующими занятиями или непосредственной практикой.

к.ф.н, доцент кафедры философии для гуманитарных специальностей Елена Тихонова

Читайте в этом выпуске