Наталья Ватолкина

Размышления о качестве образования

Сегодня качеством не спекулирует только ленивый. «Уже и до высшего образования добрались, на святое посягают!», - сетуют коллеги. Однако к высшему образованию понятие «качество» в России стало применяться с XIX века. Традиционные академические специальности в области математики, естественных и гуманитарных наук оценивались с точки зрения глубины научного познания, а новые специальности в области инженерного дела, технологии, коммерции рассматривались с позиций их практической полезности. Сегодня качество высшего образования рассматривается как явление системное. Попытки представить его простую рыночную ценность, соответствие требованиям работодателей неизбежно потерпят крах. Хорошее высшее образование - это совокупность знаний, умений и навыков, которые соответствуют прежде всего потребностям развития личности, обеспечивая основу успешной профессиональной и социальной деятельности человека. Конечно, возможность изменить свою жизнь к лучшему привлекает в вузы все больше молодых людей. Потому главный вызов системе высшего образования сегодня не бедность, а массовость, когда доступ в вуз получили не избранные, а все желающие. В таких условиях для сохранения высоких результатов образовательной деятельности уже недостаточно наличие научной школы и культуры наставничества. Нужна система, которая позволит объединить усилия всех преподавателей и направить на достижение единой цели. В такой системе каждый знает, какой вклад он должен внести. А сегодня большинство преподавателей даже не задумываются, каким должен быть выпускник той или иной специальности, не видят общей цели, не стремятся к сотрудничеству с коллегами, в процессе обучения не обмениваются опытом.
Современные методы управления качеством позволяют создать необходимую систему, основанную на сочетании контроля и творчества, вовлечении персонала и лидерстве руководителя. Поэтому уже более 100 вузов России активно внедряют управление качеством образовательной деятельности. Среди них, например, Томский политехнический университет и Новосибирский государственный технический университет. В этих вузах большое внимание уделяется повышению полномочий и ответственности сотрудников. Они отвечают за собственный научный рост, так как с неостепененным преподавателем контракт не продлевают. Они отвечают за формирование необходимой базы знаний для дальнейшего обучения студентов и выполнения требований ГОСТов. Планомерная работа по подготовке активных и эффективных специалистов является одним из факторов, способствующих интенсивному экономическому развитию Урала и Сибири, которые наряду с Москвой сегодня стали центром притяжения инвестиций и талантливой молодежи.

К.э.н., доцент кафедры
управления качеством
Наталья Ватолкина

Читайте в этом выпуске