Екатерина Канайкина

Экологически чистое образование

Международный трехлетний проект
«Экологическая этика в преподавании
социальных и гуманитарных дисциплин»

Финансирующая организация:
программа HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching

Руководитель проекта:
Марина Дмитриевна Мартынова,
профессор кафедры философии
для гуманитарных специальностей МГУ им. Н.П. Огарева.




Готовь школу летом…


Трехлетний международный проект… Что скрывает в себе это словосочетание? Титаническую организаторскую работу, выработку стратегии, тщательный отбор участников и экспертов и, безусловно, риск. Будет ли достигнут желаемый результат? Оправдают ли себя вложенные материальные и энергетические ресурсы?
В первой половине июля 2007 года, пока большая часть человечества отдыхала в заслуженных отпусках, в подмосковной учебно-методической базе с символичным для этиков названием «Доброе» состоялось открытие проекта «Экологическая этика в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин» и первое мероприятие в его рамках – двухнедельная Летняя школа.
25 участников из России, Белоруссии, Украины, Молдовы. Ученые-экологи, философы, культурологи, специалисты по PR-технологиям… Эксперты из России, Германии, Англии, США.. При таком положении вещей разностороннее рассмотрение проблемы было просто неизбежно.
«Экологическая этика» – иностранка, появившаяся в России не так давно. Поэтому участники проекта знакомились с переводами оригинальных работ по этой дисциплине. Обсуждались и немногочисленные отечественные источники.
Самые горячие дискуссии участников и экспертов вызвали следующие темы:
• радикальные меры защиты прав животных (аболиционизм);
• соизмеримость потребностей (необходимые потребности животных и второстепенные потребности людей);
• этическая сторона современных экологических проблем.
И, наконец, поиск ответа на основной вопрос проекта с помощью творческих мастерских экспертов и мозговых штурмов участников: как наиболее эффективно преподавать экологическую этику в вузе?

Ведущие эксперты проекта:
Рубен Грантович Апресян, заведующий сектором этики
Института философии РАН (Россия);
Андреас Бризе, профессор Школы Ветеринарной Медицины (Европа, Германия);
Гари Комсток, основатель Института биоэтики при государственном Университете Айовы (Соединенные Штаты Америки, Северная Каролина).


… а семинар – зимой!


Проект включает не только очную, но и заочную форму деятельности. Очная форма – это Летние школы и Зимние семинары (на Зимние семинары приглашаются только самые активные участники проекта). Заочная форма более продолжительна и не менее интенсивна, также требует постоянной вовлеченности участников (чтения новинок научной литературы, апробирования новых методов обучения в своих вузах). Результаты своих образовательных и научных опытов участники проекта представляют на форуме, размещенном на официальном сайте проекта http://www.ecoethics.mrsu.ru.
Предметом полемики на форуме сайта являются права животных и права природы, обоснованность медицинских экспериментов над животными, гуманность применения «экологически чистого» оружия.

Цитаты форума:
«The most important practical implication of the central dogma is that humans are entitled to treat animals and machines instrumentally» (Гари Комсток, США).


«А может ли оружие становится «чище»? Не в экологическом, а каком-либо ином смысле. Может ли оружие становится гуманнее? Например, более точное по целям поражения оружие, не гуманнее ли? Или оружие с меньшим поражающим действием, или, другими словами, оружие с малым, но достаточным поражающим действием?
В свое время обычай безудержной кровной мести был ограничен правилом талиона, направленным не на возбуждение ответной реакции на нанесенную обиду, а на ограничение масштаба этой реакции. Так и в современных противостояниях. Предупредительный удар по противнику не непременно должен быть сокрушительным – достаточно обезоруживающего удара (Рубен Апресян, Россия)


«Мне кажется, не очень корректно сопоставлять статус животного и новорожденного (и даже плода и эмбриона). Так как во всех дискуссиях о моральном статусе эмбриона-плода-новорожденного первым аргументом в поддержку этого статуса является потенциальность (будущей) личности. Беспомощность, зависимость от матери, невозможность самостоятельного принятия решений является временной. И в перспективе эмбрион-плод-новорожденный станет полноценной личностью, на которую будет распространено действие взаимности. Беспомощность животного – иного рода». (Мария Рогожа, Украина)


«Уже составившим завещание гражданам США – владельцам домашних животных, задали вопрос: «Вы указали своего питомца в завещании?» «Да» ответили 72 % опрошенных, «Нет» – 28 %». Конечно, радостно, что права животных хоть и через причуды богатых мира сего, но утверждаются. Может, только так и можно гарантировать чистоту собственной совести по отношению к своему любимцу в случае собственной смерти. Обидно только, что формальное уравнивание человека и животных в юридических правах в реальности оборачивается дискриминацией человека» (Наталья Хафизова, Россия).


Любишь учиться, люби и резюме заполнять!



Еще не поздно включиться в работу форума и стать участником проекта!
Условия участия:
- возраст – до 35 лет;
- владение английским языком;
- заинтересованность темой проекта;
-возможность включения в читаемые курсы
этико-экологических тем

Кроме форума на указанном сайте можно увидеть информацию об организаторах и участниках проекта, методические разработки и интересные тексты в разделе «библиотека».
Итак, международный трехлетний проект… Что ожидает его участников на выходе? Новые знания и умения, оригинальные методические приемы и сертификат, который подтверждает право преподавания новой для российских вузов дисциплины – экологической этики.

Читайте в этом выпуске