Елена Костюнина

Опыт двух полушарий

Международный проект
«Зарубежный опыт социальной работы»

Финансирующая организация:
программа Fullbright

Руководитель проекта:
Игорь Анатольевич Винтин,
профессор кафедры социальной работы МГУ им. Н.П. Огарева


С зарубежным опытом социальной работы лучше знакомиться «из первых рук». Такова идея. От идеи до воплощения один шаг, главное, чтобы этот шаг был сделан инициативной группой. И группа вполне может оказаться дуэтом.. Итак, авторами проекта на приглашение зарубежного преподавателя для студентов историко-социологического института стали профессор кафедры социальной работы Игорь Анатольевич Винтин и доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Алина Юрьевна Ивлева.
Были моменты, когда никто не верил, что проект может пробиться. Однако уже в октябре 2007 года Мордовский госуниверситет посетил Джозеф Томас Кристи – директор Центра предварительного заключения несовершеннолетних Шумана, г. Питсбург, директор управления по делам несовершеннолетних округа Вашингтон, г. Хилсборо, штат Орегон.
Программа корректировалась с учетом пожеланий привлеченного специалиста, и в результате акцент занятий был сделан на рассмотрении опыта общественного вмешательства (история, правовые основы, модели обучения и т.д.) в сферу правосудия по делам несовершеннолетних.

Презентация программы
Программа первой недели включала лекции для студентов специальности социальная работа и преподавателей, а также для всех интересующихся опытом работы с несовершеннолетними в США. Вторая неделя была посвящена занятиям с социально-ориентированными некоммерческими организациями. За время пребывания в Мордовском университете Д.Т.Кристи вычитывал гораздо больше часов, чем было предусмотрено в рамках программы Fullbright. Он посещал круглые столы, встречался с преподавателями, с работниками правоохранительных органов (МВД, УФСКН), заинтересованными в изучении опыта работы с подростками, гражданами, нуждающихся в социальной защите.
Студенты, посещавшие лекции господина Кристи, дали им высокую оценку. После занятий Джозеф Кристи с удовольствием общался с представителями общественных организаций, студентами, преподавателями. Он произвел впечатление грамотного специалиста и приятного человека.
Особо ценной была информация о практической деятельности центра, возглавляемого Д.Т.Кристи. Для самого иностранного преподавателя представлял интерес опыт социальной работы в нашей стране.

Определить преступника по.. факторам риска
Мне удалось побывать на занятии «Профилактика преступлений несовершеннолетних». Больше всего меня поразило огромное количество программ на федеральном и региональном уровне в сфере работы с несовершеннолетними в США. На реализацию программ федеральным бюджетом выделяются немалые средства. Более того, они действительно работают. В то время как у нас существует много препятствий для принятия региональной программы, и основной проблемой является финансирование.
Довольно интересным мне показалось исследование, которое провели сотрудники управления Кристи по делам несовершеннолетних. Они определили факторы риска, от которых зависит вероятность совершения человеком незаконного действия. К таковым относятся:
1. Факторы риска, встречающиеся в обществе (социальная неустойчивость человека, экономическая и социальная бедность и др.).
2. Факторы риска на уровне семьи (недостаточный контроль над детьми, негативное поведение человека в семье и др.)
3. Факторы риска в школе (плохой показатель успеваемости, плохая школьная инфраструктура и др.)
4. Факторы риска на уровне личности (чувство неприязни к себе и окружающим, психическая предрасположенность и т.п.).
Единственное, о чем я жалела – что не владею английским языком настолько, чтобы поучаствовать в обсуждении исследования без переводчика.
Позже я узнала, что этот человек по итогам 2006 года стал лучшим в своей профессии в США.

Результаты проекта
Для историко-социологического института это был первый опыт приглашения иностранного специалиста на столь долгий срок (15 дней), что уже можно считать существенным результатом. Будет издан совместный американо-российский сборник по проблемам социальной работы. У нас появилась возможность расширить научные связи за рубежом.
Студентам ИСИ была продемонстрирована модель западного преподавания, преподаватели кафедры социальной работы получили информацию о специфике социальной работы с инвалидами, лицами без определенного места жительства, трудновоспитуемыми подростками и т.д. Фактически был прочитан отдельный курс – социальная работа за рубежом.
Общественные организации, действующие на базе ИСИ, приобрели в лице Д.Т.Кристи партнера и консультанта.
Но главный результат – в конструктивном обмене профессиональным опытом, способствующем объединению двух культур.

Елена Костюнина

Читайте в этом выпуске