Интеграция образования: проблемы взаимодействия вуза и школы

Елена Серебрякова,
победитель Чемпионата по Парламентским дебатам среди школьников старших классов ГО Саранск


О вузе я знаю немного, но это очень значимая информация. Мы третий год принимаем участие в Чемпионате по Парламентским дебатам. До этого мы даже не предполагали, что в университете существуют интеллектуальные игры, что у студентов есть возможность участвовать в турнирах. В этом году нам продемонстрировали широкие возможности вуза: мы стали участниками мастер-классов по риторике и технике дебатов, посмотрели игры, получили навыки судейства. Мастер-классы, проведенные сотрудниками и преподавателями вуза – это серьезный опыт общения, взаимодействия с людьми, которые знают и умеют больше чем, ты. Это опыт неформального общения, возможность на равных обсудить интересующий вопрос, высказать собственное мнение.
Для нас университет ассоциируется с новым, интересным, динамичным. Например, газета «Голос» – это возможность для студента получить новые, полезные знания. Или Дебаты – это модель профессионального поведения, например, для юриста. Успех в суде во многом зависит от умений убеждать, аргументировать.

Алина Кузнецова,
победитель Чемпионата по Парламентским дебатам среди школьников старших классов ГО Саранск


В прошлом году я участвовала в республиканской олимпиаде по обществознанию, которая проходила в ИСИ. Мне понравилось, что нам – школьникам – организовали экскурсию по вузу, рассказали об истории вуза и института.
Есть ощущение недостаточности информации о тех вузах, в которых заинтересованы работой со школьниками; о специальностях, будущих профессиях, о видах деятельности, в которых могли бы принять участие школьники.
Обычно сотрудники университета приходят к выпускникам в конце года и рекламируют вуз, но рассказывают только о достоинствах, приводят статистику. Нам бы хотелось узнать о вузе, что называется, изнутри, прийти на лекции, пройтись по корпусам, пообщаться с преподавателями. У тех, кто хотя бы как-нибудь связан с университетом, больше представлений о том, что и как происходит, устроено в вузе. Многие мои одноклассники вообще ничего не знают о системе высшего образования.

ЦИТАТА

Вуз должен быть предельно открытым: постоянно информировать о планах (в первую очередь – направленных на абитуриентов), рассказывать о специализациях и направлениях подготовки, знакомить с преподавателями, обсуждать студенческую жизнь, представлять студентам работодателей, которые ждут выпускников. Оцените с этих позиций сайты вуза и интересующих вас факультетов, выйдите на странички кафедр и преподавателей. Если сайт вуза представляет собой почти не меняющуюся на протяжении месяцев «промокашку», то этот вуз не для вас.

«Как выбирать вуз», Алексей Чаплыгин, руководитель проектов агентства «РейтОР»
http://www.rusrep.ru/2008/21/qa_chaplygin/


ЦИТАТА

Взаимоотношения школы и вуза — это, конечно, особая проблема, и она существует во многих европейских странах. Решить ее можно, если между школой и вузом ввести некое третье образовательное звено, помогающее школьнику специализироваться в избранном им направлении – техническом, естественно-научном или гуманитарном. В Европе такое звено уже давно существует – в Германии, например, это гимназия, во Франции – лицей. В Германии в вуз идет только выпускник гимназии, а им становится отнюдь не каждый.
«Проблемы образования в современном мире и философия», Владимир Миронов
http://www.strana-oz.ru/?numid=3&article=167

Читайте в этом выпуске