Виктор Иванович Ивлев

Определенные и неопределенные интегралы образования

Интервью с директором Регионального учебного округа
Виктором Ивановичем Ивлевым


Что в Вашем понимании означает термин «интеграция образования», «академическая интеграция»?


По специальности я физик, и для меня слова интеграция, интеграл, интегрирование – однокоренные, родственные. Интеграция – это объединение по какому-либо признаку объектов, частей, для того, чтобы получить нечто цельное, взаимосвязанную систему. Образование – очень сложная система, в ней много составных частей, которые обязаны быть во взаимосвязи, но не все они достаточно хорошо связаны. Конечно, идеальных систем нет ни в природе, ни в антропогенном мире. Идеал недостижим, поэтому всегда есть к чему стремиться, а в образовании – тем более.
Сейчас мы готовим материалы к очередной конференции «Интеграция региональных систем образования». Провели сопоставительный анализ: оценки в аттестате, оценки за ЕГЭ и оценки за первую сессию в вузе. Предметы были выбраны те, которые читаются на всех инженерных факультетах: физика и математика. Результат следующий: средний бал по математике в аттестате 4,56; ЕГЭ 4,32; экзамены в университет 3,13. Это результаты за 2007 год. В 2008 цифры следующие: аттестат – 4,61 балла, ЕГЭ – 4,48; экзамен в университете – 3, 34 балла. Вот вам ситуация, которая говорит о том, что с преемственностью, с интеграцией школьного и вузовского образования не все в порядке. И в последние годы ситуация не меняется к лучшему. Часто ссылаются на ЕГЭ и на его интегративную функцию, но ЕГЭ отнюдь не решает проблему повышения качества образования. Фактически ЕГЭ положительно решает только одну проблему – его результаты могут быть приняты в качестве вступительных экзаменов большинством вузов страны. Для ребят хорошо: сдал ЕГЭ дома и поехал учиться в Москву или Питер, а для региона – плохо: лучшие выпускники школ уезжают, поэтому интеллектуальный потенциал регионов пошел вниз.
У нас в Саранске сейчас строится технопарк, но работать там будет некому. Я назвал средние баллы – 3,13; 3,34, но надо иметь в виду, что это завышенные оценки. Средний балл явно ниже тройки. При такой успеваемости хороших инженеров не получить.

Что является базисом РУО?


Базис РУО – образовательные учреждения разных уровней и типов. Университет является центром объединения.

Не обесценивается ли высшее образование посредством включения в состав университетов учреждений среднего и даже начального профессионального образования?


Есть такая практика – включение в состав университетов учреждений среднего и начального профессионального образования. Учреждения среднего профессионального образования включены и в состав нашего вуза. Так, специалистов среднего звена готовят колледж культуры и искусств, Ковылкинский филиал, факультет довузовской подготовки. В некоторых вузах пошли дальше – и включили в свой состав учреждения начального профессионального образования, например в Оренбурге.
По-моему, высшее образование обесценивается не интеграцией с учреждениями среднего и начального профессионального образования. Эта интеграция имеет свои положительные стороны. Основная причина снижения ценности и качества высшего образования заключается в том, что оно стало массовым.

Каковы результаты проектов «Одаренные дети» и «Интеллектуальное будущее Мордовии»? Какие проекты реализуются в настоящее время?


Я не очень хорошо воспринимаю термин «одаренные дети» – подавляющее большинство детей обладают теми или иными способностями, т.е. одарены природой. Однако, есть российская и региональные программы, носящие название «Одаренные дети». Речь в них идет, главным образом, лишь об одном виде одаренности – интеллектуальной. С учетом этого дирекцией РУО еще в 2000 году была сформирована программа «Интеллектуальное будущее Мордовии». Фактически это один из вариантов реализации программы «Одаренные дети». Главное мероприятие нашей программы – ежегодные республиканские конкурсы исследовательских и проектных работ учащихся. Когда мы начинали развивать это направление, исследовательские работы практиковались в основном в нескольких школах Саранска. Работы из районных школ были исключением. В первый год на конкурс было представлено порядка 80 работ, а в этом году их было более 320. Но не только увеличилось число работ, заметно улучшилось их качество. Практически исчезли реферативные работы. Школьники проводят настоящие исследования. В современных условиях, при переходе на компетентностный подход к оценке – это особо важно. Компетентность развить на обычном уроке чрезвычайно сложно, т.к. там решаются специально подготовленные, обычно упрощенные, адаптированные задачи. А в исследовательской работе – задача реальная, многосторонняя, многоаспектная, к тому же решаемая в течение длительного времени.
Польза, приносимая от реализации данного направления работы РУО утешает при общей неутешительной ситуации в системе образования.
Мы собираем базу данных по одаренным детям. На нашем сайте http://ruodep.mrsu.ru
можно найти любую работу по авторам, по предмету, по названию работы. Доступ открыт, и руководители институтов и факультетов могут посмотреть, на кого стоит обратить особое внимание.

Каково состояние общества молодых исследователей «Истоки» на сегодняшний день?


С Истоками сложно. Нужна помощь студенческого сообщества. Необходимо привлечь Студенческое научное общество, Совет молодых ученых. Мы проводим конкурсы, в которых экспертами, членами жюри являются преподаватели. На следующий год хотим привлечь как можно больше аспирантов и студентов старших курсов.

Каковы практические результаты регулярно проводимой под эгидой РУО научно-практической конференции «Интеграция региональных систем образования»? Выполняются ли рекомендации, принятые в рамках данных конференций?


Эта конференция у нас проводится раз в два года. Она имеет статус всероссийской с международным участием. Насколько я знаю из жизненного опыта, наукой занимаюсь 40 с лишним лет, рекомендации конференций выполняются редко. Основная польза от кон-ференции – это общение ученых между собой, дискуссия, учеба молодых. Сейчас, к сожалению, реализуется другая тенденция. Очень часто по Интернет получаю сообщения такого рода: «Проводится заочная научно-практическая конференция». Это – профанация науки. От заочной конференции толк только один – публикация для диссертации, для отчета, для «галочки». По опыту прошлой конференции могу сказать – когда люди узнают, что публикация фактически обеспечена, то на конференцию не приезжают, и даже не приходят. К сожалению, и на нашу конференцию поступает большое количество заявок, но многие авторы сразу оговаривают заочную форму участия.

Назовите три основных достижения Регионального учебного округа с момента его образования.


В уставе РУО 7 пунктов, определяющих направления его деятельности. По каждому что-то сделано. Если из них выбрать три, то:
1. Региональный учебный округ при МГУ имени Н.П. Огарева занял определенную нишу в региональной системе образования: работа с одаренными детьми, разработка концепций и программ развития школ, издательская деятельность.
2. Нами разработана методология и технология формирования университетских комплексов типа «Учебный округ». Наш опыт был востребован во многих регионах России, обсуждался и за рубежом.
3. Мы принимаем участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование». Каждый год мы формируем экспертную группу, которая оценивает материалы, присылаемые на конкурс. Три года я тоже работал в составе этой группы, прини-мал участие в разработке методических материалов.

По какому принципу вы приглашаете к сотрудничеству преподавателей вуза? Какова мотивация сотрудничества с РУО у преподавателей?


Преподаватели – составная часть вуза, следовательно, и часть округа. Просто, как правило, за работу в округе мы принимаем только работу не в тех образовательных учре-ждениях, которые являются местом их основной деятельности. У нас есть база данных преподавателей университета, работающих в средней школе. Люди для этой работы, как и для любой другой, отбираются по следующему принципу: надо, чтобы человек желал и умел. «Желал» - это наличие соответствующей базы. Например, я преподаю физику. Я должен знать физику не только как науку, но и знать школьную физику, которая от физики как науки отличается существенно. Кроме того, я должен уметь и хотеть работать со школьниками. Я работаю со студентами 4-5 курсов. Скучно, честно говоря. Не люблю лекции читать, люблю работать «в живую». Со школьниками мне работать интереснее.
Ко мне часто обращаются директора школ, просят найти, например, преподавателя элективного курса по экономике или праву. Учителей таких предметов в вузе не готовят. Желающих пойти работать в школу с юридического или экономического факультетов, и, главное, умеющих вести школьный курс, крайне мало. Потому новые, современные факультативные и элективные курсы ведут свои же учителя, получая образование самостоятельно. Такая ситуация характерна практически для всех школ, особенно для сельских.
Наблюдается острый дефицит учителей информатики, хотя их готовят и в пединституте и на математическом факультете университета. Молодые люди, ставшие приличными специалистами-компьютерщиками, легко находят работу с зарплатой на порядок выше, чем в школе и в университете. Крайне мало хороших учителей физики. В Мордовии учителя получают одну из самых низких зарплат по стране. К сожалению, РУО здесь сделать ничего не в состоянии, нужны решения на государственном уровне.

Почему в вузе мало знают о РУО?


Так сложилось. РУО больше известен за пределами университета, чем внутри него. Но мы решаем эту проблему. Недавно на расширенном заседании Президиума ученого совета РУО была принята программа взаимодействия округа с министерством образова-ния Мордовии, в институтах и на факультетах университета назначены ответственные за работу со школами. Координация этой работы поручена дирекции РУО. Есть надежда, что деятельность РУО в будущем будет более продуктивной и, соответственно, более известной в университете.

Подготовила Екатерина Канайкина

Читайте в этом выпуске