Ринат Касимович Аюпов

Школа – площадка для научного исследования

Интервью с директором гимназии № 20 г.Саранска
Ринатом Касимовичем Аюповым


Как началось Ваше сотрудничество с высшей школой?


Уже пять лет назад ведущие школы Саранска поняли, что дальнейшее движение вперед, дальнейшая успешность без сопровождения высшей школы невозможна. Мы начали использовать инновационные формы для научного сотрудничества. Первое, с чего мы начали – участие в федеральной экспериментальной площадке, курируемой открытым институтом «Эврика» под руководством Александра Адамского. Таким образом, в течение шести лет наша гимназия является федеральной экспериментальной площадкой. Наша научная тема – «Формирование нравственной культуры в условиях гуманитарной гимназии». Актуальность выбора проблемы была подтверждена грантом конкурса социальных проектов «Тольятти 2002» за проект «Одаренные школьники – будущие лидеры России», дипломами лауреата конкурса «Школа года – 2004», «Школа года – 2005». В 2006 году наша гимназия получила грант Главы РМ, а в 2007 году стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений субъектов РФ, внедряющих инновационные образовательные программы, которым предоставляется государственная поддержка.
С 2004 года гимназия является республиканской экспериментальной площадкой по теме «Введение профильной подготовки учащихся основной школы и профильного обучения учащихся старшей школы». Мы имеем статус опорной школы в работе по повышению профессионального уровня педагогических кадров образовательных учреждений Республики Мордовия.

В чем преимущество средней школы в партнерстве с институтами высшей школы?


Ответ очевиден: школа – это лаборатория, база практики, предоставляющая огромную площадку для научного исследования. У нас очень много «сырого» материала, который можно положить в основу кандидатского или докторского исследования. Для нас важно, чтобы специалисты вуза сделали хорошую экспертизу того, что наработано школой. За много лет мы накопили богатую информационную базу. Прежде всего, в области методологии педагогики. Сегодня нам не хватает серьезной экспертизы, оценки, аудита с использованием ресурсов высшей школы.

Как в настоящее время складывается сотрудничество Вашей гимназии с высшими учебными заведениями?


В течение многих лет научным руководителем нашей гимназии выступает доктор педагогических наук профессор МГПИ им. М.Е. Евсевьева Михаил Якунчев. Под его руководством была сформулирована стратегия развития гимназии, определены приоритетные области наших научных исследований. Гуманитарная направленность нашего учебного заведения определяется тремя направлениями: художественно-эстетическое, экологическое и филологическое. В каждой области мы стараемся повышать уровень своей компетентности, развивая свое взаимодействие с вузами. Сотрудничество ведется в форме партнерства двух команд. Со стороны школы в рабочую группу входят директор, завуч, руководители методических объединений и учителя, разрабатывающие профильные темы. Эта проектная команда постоянно работает с вузовскими научными консультантами. Создаются программные документы, определяющие приоритетные области научно-исследовательской деятельности учителя и учащегося.

В чем основные проблемы взаимодействия?


Для привлечения специалистов высшей школы в нашем бюджете есть отдельная строка. Но основная проблема – это тарификационное несовпадение заработной платы в вузе и в школе. Мы рады приглашать компетентных специалистов – лидеров в своей области, но кто согласится на заработную плату в 300 рублей?

Чтобы Вы могли посоветовать школе и вузу в их движении навстречу друг другу?


Школе я бы посоветовал, прежде всего, определить свою уникальность, свое место в конкурентной системе образовательных услуг: чем школа привлекательна для детей и родителей, что лежит в основе ее успешности, какое научное сопровождение ей необходимо?
Одна из важных сфер, в которых необходимо полноценное сотрудничество вуза и школы – профориентационная сфера. Важно не ограничиваться разовой презентационной акцией, а выстраивать отношения с 1 сентября, приглашая вузовских специалистов к оценке учебных программ, работе с талантливыми учениками.

Подготовила Екатерина Суняйкина

Читайте в этом выпуске