02 декабрь 2006

Скачать архив

Образовательные реформы

Сегодня одна из важнейших тем – реформа высшего образования в России. И всех пугает, настораживает в обсуждении этой темы слово "реформа". Считается, что систему высшего образования ждут кардинальные перемены, в результате которых она потеряет свои традиционные преимущества. Возможно, следует отойти от этой категоричной формулировки и использовать другое понятие - "модернизация". Ведь модернизация, совершенствование – процесс постоянный, предполагающий сохранение уникального потенциала и реакцию на "вызовы времени". Россия стремится занять свое достойное место в мировой экономике, которая, безусловно, должна поддерживаться конкурентоспособным образованием.
Многие ругают предложенные механизмы модернизации. На мой взгляд, при умелом внедрении двухуровневой модели, мы не нарушим фундаментальность нашего образования. По многим направлениям бакалавриата уровень подготовки выпускников соответствует запросам реального сектора экономики. Повышать их квалификацию – задача и обязанность корпораций, трудоустроивших специалиста. Кроме того, сокращение срока обучения оптимизирует расходы на образование и возвратит нас к советскому опыту, когда многие учились 4 года. Но вместе с тем мы должны сохранить и подготовку классических специалистов по отдельным специальностям. Например, за сохранение данного вида подготовки инженеров выступают Ассоциации инженеров России и Германии. Подготовка же магистров, которая будет вестись на базе ведущих вузов страны, способна еще более укрепить фундаментальную подготовку.
В 90-е годы с появлением огромного количества филиалов вузов произошла девальвация диплома о высшем образовании. Атмосфера легкой доступности диплома коснулась и системы подготовки кандидатов и докторов наук. Огромное количество представителей власти и бизнеса отправились в вузы за "корочками". Ужесточение требований – это реакция академического сообщества на сложившуюся ситуацию, имеющая целью повысить авторитет и значимость научного знания.
Что касается сокращения количества специальностей, то я, безусловно, за. Дробление тем и дублирование учебных планов в вузе нерационально. Например, спектр направлений бакалавриата более универсален. Гораздо логичнее уделять внимание специализации.
Единый государственный экзамен уже стал частью нашей жизни – Мордовский университет сегодня по всем специальностям, за исключением творческих, ведет прием по ЕГЭ. Безусловно, у него есть свои достоинства и недостатки. По идее единый экзамен должен освободить школьника от двойной нагрузки. Но конечно, тестовая система – это все-таки не полноценная оценка знаний человека. Необходимо совершенствовать механизм этого экзамена. Если вузу предоставят право проводить дополнительные испытания, или, например, собеседования с абитуриентами, то мы этим правом воспользуемся.

Ректор профессор Николай Петрович Макаркин

Читайте в этом номере: