03 февраль 2007

Скачать архив

Кадровая политика

Сегодняшний «Диспут» посвящен кадровой политике в высшей школе. Казалось бы, не совсем корректно обсуждать то, чего нет: ведь ни процедура приема на работу, ни сокращение/ расширение штатов, ни назначение на должность и т.п. еще не является кадровой политикой. С другой стороны, вакансии заполняются специалистами, формально соответствующими предъявляемым требованиям (кандидатами наук и доцентами, докторами и профессорами), издаются учебные пособия и монографии, ученые публикуются в ваковских журналах, выигрываются исследовательские гранты, – значит, система не дает сбоев и вопрос о кадрах, опять же, покажется надуманным. Но это внешняя сторона института образования, «фасад», демонстрируемый случайным или любопытным «прохожим» (клиентам сферы, комиссиям, региональному социуму), а иногда и самим себе. А чем же представлен «интерьер», внутренний мир кадров вуза?
В одном интервью заведующий сектором этики Института философии РАН Рубен Апресян заметил, что какая-либо система отбора вузовских кадров просто немыслима, поскольку выбирать не из кого. Если же попадается действительно стоящий в научном и преподавательском отношении претендент, с широким кругозором и мотивацией к работе в образовании, то он и так станет сотрудником вуза. И спорить не приходится.
Еще одна проблема объясняется разницей в направлениях: среди гуманитариев «много званных, но мало избранных»; на технических специальностях острее вопрос, как удержать молодых квалифицированных преподавателей, которые легко устраиваются на высокооплачиваемые должности в престижные фирмы; вузу же нечего им предложить, кроме удовлетворения исследовательского интереса.
В принципе, преподаватель вуза может зарабатывать, и вариантов несколько: набрать часов на разных специальностях по разным курсам (или в разных вузах), предлагать свои услуги предприятиям и организациям (что более продуктивно как в плане заработка, так и повышения квалификации в качестве практика). Но в случае с большой нагрузкой вряд ли возможна качественная подготовка к занятиям, гранты – заработок нестабильный, а совместительство в свете сокращения специальностей открывает перспективы остаться без работы в вузе. Есть еще различные рейтинги, но зачастую место в рейтинге не влияет на оплату труда. Другой вопрос касается критериев рейтинговой системы. Например, публикации измеряются количественно, но во многих случаях закон диалектики (переход количественных изменений в качественные) не срабатывает. Даже опубликованная в ваковском журнале статья перестает быть аргументом в пользу ее качества. Это лишь еще один формальный показатель.
Итак, с материальной мотивацией в высшей школе дела обстоят совсем неважно, что ни для кого не секрет. Что касается моральной стороны (тоже, кстати, имеющей значение) – это всегда приятное общение с коллегами, творчество, возможности профессионального роста… И, одновременно, сомнения: в статусе преподавателя, перспективах развития высшей школы, и т.д.
На сайте www.conflictmanagement.ru выставлена статья – обсуждение Концепции проекта кадровой политики в системе высших и средних учебных заведений (М., 1998г.), в которой высказано много вразумительных предложений относительно приема, мотивации сотрудников, поддержания общественного статуса преподавателя. К сожалению, предложения эти не реализуются в отечественных вузах. Хотя переход к новой системе управления качеством в вузе невозможен без разработки новых принципов кадровой политики.

Читайте в этом номере: