04 март 2007

Скачать архив

Воспитательная/внеучебная работа в современном вузе

Говорить о воспитании в вузе очень сложно. Это трудный, безусловно, многосторонний процесс, на который влияют все элементы вузовской структуры. Необходимо помнить о том, что к нам приходят люди уже со сложившимися ценностями и подходами как в отношении к людям, так и в отношении к делу. Сегодня невозможно представить процесс воспитания как односторонний процесс воздействия на личность, ее пассивное включение в правила «общежития». Я вижу здесь параллели с процессом обучения – молодого человека важно не просто вооружить знаниями и моралью, но и заинтересовать, научить пользоваться ими, самостоятельно развиваться в этой области.
Воспитание в вузе имеет колоссальное значение, без него невозможно представить образовательный процесс. Конечно, им занимается не только подразделение проректора по воспитательной работе. Воспитателями в вузе являются все, кто работает со студентами. Особенно преподаватели. Они, как никто другие, должны любить людей, обладать высокими человеческими качествами. Мы знаем, что специалист-профессионал может и не быть педагогом. А для нас это важно. Дать пример для подражания, создать ориентир для развития молодых. Это тот случай, когда пример становится фундаментом, на который ты опираешься в своей жизни. Преподаватель, конечно, не должен быть оторван от молодежи, должен быть в курсе современных тенденций, культурных событий нового поколения.
Мы гордимся системой воспитательной работы, созданной нашим университетом, по крупицам собранным опытом факультетов и институтов. Сегодня в систему воспитательной работы МГУ входит очень много традиционных культурно-массовых мероприятий, которые мы любим. Но, на мой взгляд, еще одно важное направление, которое следует развивать – воспитание трудолюбия. Чтобы в студенческие годы молодой человек был максимально вовлечен в трудовой процесс. Я имею в виду, прежде всего, научную работу и эффективную учебу, на старших курсах работу по специальности.
Еще одна тенденция – включение в аккредитационные показатели вуза критериев, связанных с воспитательной работой. В ближайшем будущем следует ожидать их появление и в нашем рейтинге факультетов и институтов.

Ректор профессор Николай Петрович Макаркин

Читайте в этом номере: